Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 8 групповых помещений, приспособленных для использования детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями СанПин и ФГОС ДО. Все пространство помещений предназначенных для детского контингента доступно детям — инвалидам, в том числе детям с ОВЗ.
Для развития дошкольников в каждой возрастной группе созданы центры: познания, творчества, игровой центр, литературный, спортивный и др. Центры экологической культуры имеются в каждой возрастной группе, в которых размещены комнатные растения, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. В старших группах оснащены центры экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры). В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В младших группах – уголки ряжения.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ имеются 4 кабинета для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
— проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
— проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя- логопеда с детьми.
Оснащение кабинета:
— зеркало настенное;
— зеркала для индивидуальной работы;
— шкафы для хранения пособий;
— столы и стулья для детей;
— стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Учебно-методические пособия для коррекционной логопедической работы:
— интерактивное оборудование:
2 сенсорных стола NOVOTACH с программами «Логомер 2», «Мерсибо Плюс»,
логопедический тренажер «Дэльфа- 142.1»;
— по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
— по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха; — по лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
— по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
— методическая литература по разделам;
— для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
— картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;
— пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри;
— пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
— по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. Общая площадь музыкального зала — 75 кв.м.
Музыкальный зал оснащен современным мультимедийным оборудованием, цифровым фортепиано, телевизором, ноутбуком, музыкальным центром.
Имеются учебно — методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, набор кукол для кукольного театра, детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
В музыкальном зале есть индукционная петля — это устройство, которое передаёт звуковые сигналы (например, музыку, телепередачу, радиооповещение) без шумовых помех на слуховой аппарат слабослышащих людей.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфере развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Имеются в наличии методическая литература, настольные дидактические игры.
Кабинет оснащен специализированным оборудованием:
- Сенсорный стол для песочной терапии;
- Набор для диагностики умственного развития «Чемоданчик по методике Стребелевой»;
- Набор психолога 4 модуля (Пертра);
- Набор игровой «Дары Фребеля»;
- Игровой тренажер для психолога – Лабиринт «Бесконечность»;
- Игровой тренажер для мозжечковой стимуляции (Бильгоу);
- Оборудование для детей аутистов «Машина для обнимания»;
Библиотека
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов.
Спортивные объекты
Физкультурный зал
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия и досуги, праздники и развлечения.
Общая площадь физкультурного зала – 70 кв.м. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности детей — инвалидов и детей с ОВЗ, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно — образовательных задач в оптимальных условиях.
Игрушки, дидактический материал, игры для поддержания и развития игровой деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (по высоте — на расстоянии вытянутой руки ребенка). Это дает возможность ребенку, даже с ОВЗ самостоятельно подбирать необходимые для выбранной им деятельности предметы.
В рамках программы «Доступная среда» было приобретено специальное оборудование для детей — инвалидов:
- музыкальный набор
- Игровой тренажер для психолога – Лабиринт «Бесконечность»
- Игровой тренажер для мозжечковой стимуляции (Бильгоу)
- Оборудование для детей аутистов «Машина для обнимания»
- Сенсорный стол для песочной терапии.
- Набор для диагностики умственного развития «Чемоданчик»
- Дидактические пособия
В музыкальном зале есть индукционная петля — это устройство, которое передаёт звуковые сигналы (например, музыку, телепередачу, радиооповещение) без шумовых помех на слуховой аппарат слабослышащих людей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Отсутствуют средства доступа в здание: пандусы, электроподъемники и другие.
Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для некоторых категорий инвалидов. Запланированы мероприятия, которые позволят улучшить ситуацию. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, кнопка для его вызова находится на главном входе в ДОУ и на посту охраны. Имеется коляска для передвижения детей — инвалидов, пандус и ступенькоход.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организуется лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья детей осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК «Городской детской поликлиникой №3» города Ставрополя.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Функционирует психолого — педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение психолого- медико — педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными потребностями , возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психологического здоровья воспитанников.
Для категории воспитанников с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный маршрут развития.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе детей — инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
— проведение профилактических осмотров;
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
— осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
— осуществление контроля за физическим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
В дошкольном учреждении нет свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детям — инвалидов и детей с ОВЗ, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Имеются электронные образовательные ресурсы,которые используются педагогами в образовательном процессе для обучения и воспитания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Цифровая образовательная среда
Дошкольное образовательное учреждение обеспечено современной информационной базой. Имеет выход в Интернет, электронную почту, официальный сайт. Обеспечена открытость и доступность информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения для заинтересованных лиц, ссылки на порталы информационных образовательных ресурсов. Через сайт учреждения осуществляется обратная связь с родителями (законными представителями) воспитанников. В каждой группе детского сада имеется информационно-коммуникационное оборудование: телевизор, ноутбук, интерактивная доска. В детском саду педагогами используются песочные столы, интерактивное оборудование «Novotouch» с программным обеспечением «Логомер-2» «Мерсибо», логопедический тренажёр «Дельфа 142 (версия 2.1)», мультимедийная установка, музыкальные центры, электропиано, синтезатор.
Учителями – логопедами проводятся индивидуальные занятия по инновационной компьютерной программе «БОС-здоровье» (автор А.А. Сметанкин).
Современное оборудование позволяет педагогам работать с текстовыми редакторами, Интернет-ресурсами, слайд-презентациями, фотографиями, видеоматериалами, графическими редакторами, решать различные образовательные и воспитательные задачи.
В практику вводились новые формы взаимодействия: Интернет – трансляции на платформах «ZOOM», «WhatsApp», «VK Мессенджер». В родительских чатах педагоги размещали видео-рекомендации, консультации. На электронную почту рассылались задания учителей-логопедов для индивидуальной работы, фотопрезентации артикуляционных упражнений. На официальном сайте дошкольного учреждения в рубрике «Родителям» размещены онлайн-трансляции заседания родительского клуба «К здоровой семье через детский сад» и собрания «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников»
Специальные технические средства обучения
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— 2 интерактивных сенсорных стола с программным обеспечением;
— мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
— музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
— магнитофоны , телевизоры, ноутбуки (в каждой возрастной группе)
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Общежитие и интернат на балансе ДОУ отсутствуют.